На главную страницу >>

Январь 28th, 2009

ПЕРВЫЙ ЭТАЖ

Миновав контроль, вы оказываетесь в зале, перекрытом куполом. Хронологически осмотр начинается слева, однако вначале стоит заглянуть в Центральный холл, расположенный прямо напротив входа, в котором собрана монументальная скульптура разного времени, Обратите внимание на выполненную из известняка статую фараона Статуя фараона Джосера из СаккараДжосера: она датируется XXVII веком до н.э., что делает ее одним из древнейших экспонатов в музее. Статуя была обнаружена в 1924 году в сердабе рядом со Ступенчатой пирамидой в Саккаре. Напротив статуи Джосера в стену вмонтирована копия Розеттского камня, давшего ключ для решения загадки иероглифов. Оригинал камня находится в Британском музее в Лондоне.

Ближе ко входу в холл располагаются две погребальные ладьи, найденные в Дахшуре (юг Каира), и замечательная коллекция саркофагов. На внутренней стороне крышки саркофага Псусеннеса I (около 1000 до н.э.) помещена рельефная фигура богини неба Нут, которая в знак защиты простирает над фараоном руки.

В центре холла — расписной пол амарнского времени, снабженный несвойственными для этого музея содержательными пояснениями. Холл замыкает колоссальная скульптурная группа Аменхотепа III, его жены Тейе и их дочерей. Найденная разбитой на западном берегу в Луксоре, группа была бережно восстановлена учеными.

Первыми залами, посвященными Древнему царству, являются залы 47 и 46. Здесь наиболее впечатляют три выполненные из сланца триады (группы из трех стоящих фигур около 1 м высотой), изображающие фараона Менкауру (Микерина) с двумя божествами: рогатой Хатхор (по
правую руку фараона) и божеством-персонификацией одной из административных областей
Древнего Египта (по левую руку). Всего в храме Менкауры, расположенном позади его пирамиды в Гизе, были найдены четыре подобные триады.

Другой великий строитель пирамид Хафра (Хефрен) представлен в зале 42 великолепной, несколько превышающей человеческий рост статуей из черного диорита. Крылья бога-сокола Хора защитным жестом охватывают сзади голову фараона. Статуя была также обнаружена на плато Гиза, теперь уже в храме Хафра. В том же зале 42 находится деревянная статуя Каапера. Рабочие, присутствовавшие при находке статуи в Саккаре, назвали ее шейх-эль-балад, то есть «сельский староста», узнав в изображенном старосту своего села.

Статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет занимают центральное место в зале 32. Глядя на Рахотепа с его тонкими усиками, гладко зачесанными волосами и висящим на шее незамысловатым амулетом-«сердечком», трудно представить, что перед нами портрет человека, умершего более 4600 лет тому назад. Статуи Рахотепа и Нофрет были найдены в гробнице в Медуме в Фаюмском регионе. В одной из гробниц некрополя Ме-дума также были найдены знаменитые «Медумские гуси» — знаменитый живописный фриз с изображением пасущихся гусей.

Череда памятников Среднего царства начинается с сидящей фигуры в красной короне — статуи Ментухотепа И, первого фараона этой эпохи. Статуя была обнаружена в Дейр-эль-Бахри случайно, когда под копытами лошади, на которой ехал Хоуард Картер (открыватель гробницы Тутан-хамона), разверзлась дыра в земле, оказавшаяся входом в неизвестную ранее погребальную камеру.

Центральный экспонат в зале 22 — погребальная камера с известняковым саркофагом, также из Дейр-эль-Бахри. Десять окружающих камеру статуй Сенусерта I не имеют к ней никакого отношения: они были найдены в районе Фаюма и датируются более поздним временем.

Несколько косматых сфинксов из серого гранита, найденных в Танисе в Дельте, обозначают переход к залам Нового царства. Зал 12 посвящен нескольким фараонам начала XVIII династии. Среди них — великий воитель Тутмос III, сидящий в традиционной позе и попирающий ногами врагов, символически обозначенных девятью луками, а также Хатшепсут, единственная египетская женщина-фараон. Статуя из розового гранита изображает ее с опущенными по бокам руками, в царском облачении и с накладной царской бородкой, с подчеркнуто мускулистым телом, но явно женственным лицом.

Центральное место в северной части здания занимает Амарнская галерея, в которой выставлены памятники эпохи мятежного фараона Эхнатона. В его правление художественный стиль странным образом изменился; это видно по четырем фрагментарным колоссам фараона, которые изображают его с отвисшим животом, почти женскими бедрами, удлиненным черепом и чувственным лицом с подчеркнуто тяжелыми веками и пухлыми губами.

На стелах, запечатлевших досуг Эхнатона и его семьи и их поклонение солнечному диску Атону, фараон изображен еще более необычно. Однако скульптурная кварцитовая голова его супруги Нефертити напрочь лишена каких-либо странностей: напротив, изысканная красота царицы делает ее образ вполне уместным на обложке журнала Vogue.

Две монументальные головы долгожителя Рамсеса II начинают череду восточных залов. За залами Нового царства следуют залы Позднего периода. В эту эпоху Египтом по большей части правили чужеземцы, и под принесенными извне влияниями устоявшиеся, застывшие формы фараоновской скульптуры стали более свободными. Кульминацией процесса восприятия иноземных традиций стало полное усвоение египтянами античных образцов, последовавшее за походом Александра Великого с наступлением эпохи греко-римского правления.

В зале 44 размещена необычная экспозиция под названием «Утраченное и обретенное». Здесь представлены бесценные предметы, изъятые у контрабандистов.

Комментарии