На главную страницу >>

Январь 28th, 2009

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КАИР

СОВРЕМЕННЫЙ ЦЕНТР КАИРА МАЛО КТО ОТВАЖИТСЯ назвать красивым. Большая часть центральных районов страдает от небрежения, неудачной планировки и неуправляемого дорожного движения. Тем не менее первое, неприятное, впечатление быстро исчезает при дальнейшем знакомстве с городом, переходя прямо-таки в противоположные чувства.

Площадь Тахрир для Каира — то же самое, что площадь Тайме для Нью-Йорка или Театральная площадь для Площадь ТахрирМосквы: не просторный плац с колоннами и фонтанами, а оживленный перекресток, днем и ночью запруженный людьми и машинами. Для тысяч жителей Каира Тахрир — это главный транспортный узел; сюда они прибывают каждое утро с окраин в набитом автобусе, метро или на такси. Множество народа заполняет Мо-гамму, монументальное угловатое офисное здание, в котором работает свыше 20 000 государственных служащих. Ряд когда-то элегантных зданий на восточной стороне площади служит пристанищем для туристических агентств, фирм-импортеров и экспортеров, а также для множества прочихмелких предприятий. На ближайшем тротуаре лоточники продают все; от наручных часов до щеток для ботинок, Площадь приобретает некоторый лоск в сумерках, когда в верхней части зданий зажигаются неоновые рекламы.

Любому туристу придется так или иначе посетить Тахрир, хотя бы потому, что именно здесь находится знаменитый Египетский музей. Кроме музея, здесь обычно осматривают »Нил-Хилтон», первый современный пятизвездочный отель, выстроенный в Каире (в 1959 году) и ставший характерной приметой городского пейзажа. Те славные дни, когда отель принимал Фрэнка Синатру и других знаменитых гостей, остались далеко позади, но гостиничное кафе продолжает оставаться популярным местом встреч состоятельных каирцев.

Через площадь, напротив, среди захудалых турагентств и кафешек, находится кофейня «Али-Баба», принимающая у себя более скромную клиентуру. Это кафе любил посещать писатель Нагиб Махфуз, пока не получил здесь предательский удар ножом, едва не стоивший ему жизни.
В одном квартале к югу, в здании бывшей сигаретной фабрики находится Каирский американский университет. Университетская книжная лавка удивит вас широким выбором литературы, посвященной Египту, а в галерее «Сони» можно застать интересную выставку живописи или фотографии. Чтобы пройти в кампус, вам придется предъявить паспорт.

Улица Мухаммеда Махмуда, как и улица Шейха Рихана, которые начинаются к востоку от университета, приведут вас на другую большую площадь, на дальней стороне которой высится дворец Абдин. Это здание, спроектированное архитектором-французом в несколько тяжеловесном неоклассическом стиле, было построено в 1874 году для хедивов — королей Египта. После революции 1952 года и изгнания последнего короля, Фарука, Абдин стал правительственным зданием, а самые парадные помещения стали служить для приема глав государств. В 1988 году часть задних помещений дворца открыли для посетителей в качестве музея. К сожалению, те залы, которые действительно хочется осмотреть каждому, например Византийская комната с фресками ар-деко в «древнеегипетском» стиле, остаются недоступными. Помещения, в которые пускают посетителей, декорированы в суровом стиле и убраны огромным количеством кинжалов, мечей, пистолетов и другого оружия, кроме того, здесь представлены медали и украшения, королевское столовое серебро и фарфор. Здесь можно увидеть такие курьезы, как выложенные золотом пулеметы.

Еще одна диковина — небольшой купольный мавзолей мусульманского святого XIX века, занимающий один из внутренних двориков. Этот мавзолей — более ранняя постройка, но архитектор, не желая сносить его, просто включил здание в ансамбль дворца. Живейший контраст строгим интерьерам Абдина представляет другая бывшая королевская резиденция, расположенная в центре Каира — причуддивь1й и экзотичный дворец Маньял. Он расположен на острове Рода, примерно в полутора километрах к югу от площади Тахрир. Внутри обнесенного стенами пространства находятся пять отдельных зданий, выполненных в смешанном мусульманском стиле. Их окружают роскошные баньяны, пальмы и каучуковые деревья — все, что осталось от обширного королевского ботанического сада, когда-то занимавшего весь остров. Дворец был возведен по заказу принца Мухаммеда Али Тевфика ( 1875—1955), который всю жизнь ожидал восшествия на престол, но так и не дождался. Это обстоятельство, однако, не помешало ему возвести собственный тронный зал, украшенный алыми коврами, золоченой мебелью и портретами великих предшественников. Другое здание — официальная резиденция принца, или харамлек. В числе его поражающих пышностью интерьеров — знаменитая Турецкая комната, покрытая изразцами, и Сирийская — с тончайшей росписью на деревянном потолке. Французский композитор Камиль Сен-Сане (1835—1921) не раз гостил во дворце Маньял и давал концерты для принца и узкого круга его приближенных.

Считается, что именно во время пребывания в этой резиденции композитор написал свой пятый концерт для фортепьяно «Египтянин». В ансамбль зданий входит также мечеть с турецким интерьером и минаретом в немного топорном мавританском стиле.

Поблизости находится Музей охоты. Помимо целого зоопарка чучел застреленных животных (в том числе здесь можно увидеть козла-гермафродита), в этом длинном  помещении  находится поразительный памятник расточительству — целая гора из 300 газельих голов, добытых Фаруком и его приближенными.
Самый простой способ добраться до дворца Маньял — взять такси, но гораздо более приятная альтернатива — пройтись от площади Тахрир вниз по Корнишу, широкому бульвару, идущему по набережной Нила. Это одна из главнейших транспортных артерий города, связывающая север и запад, но поток грузовиков и легковушек отделен от пешеходов рядом деревьев, а от воды тянет прохладой.

На Корнише находятся «Семи рамис-Интерконтиненталь» и «Шеперд’с», современные преемники тех отелей, которые в свое время были так же знамениты, как лондонский «Ритц» и сингапурский «Раффлз-отель». И приезжали сюда те же представители интернациональной элиты. Первый отель «Шеперд’с» был грандиозным зданием в викторианском духе. Теодор Рузвельт был здесь в 1910 году, здесь останавливался Т.Э. Лоуренс (Лоуренс Аравийский); а в 1942 году Ноэль Ковард давал здесь импровизированные выступления на гостиничном пианино. К несчастью, оригинальное здание было сожжено в «черную субботу», во время волнений 1952 года. Бетонный монолит, вставший на месте старого отеля, не представляет из себя ничего особенного, и единственное, что осталось от прошлого — памятная доска на стене нового гостиничного фойе.

На пристани напротив отеля можно нанять фелуку: такие изящные лодки под треугольным парусом ходили по Нилу еще в античные времена. Примерно за пять долларов в час капитан судна будет катать по реке всю вашу компанию. Читайте также о средневековом Риме.

Комментарии