На главную страницу >>

30 января, 2009

МУЗЕЙ ИСЛАМСКОГО ИСКУССТВА

ОСНОВУ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СОСТАВИЛИ ФРАГМЕНТЫ убранства каирских мечетей и предметы из них, а также другие памятники, собранные в конце XIX века с целью предотвратить их захват и вывоз из Египта. До 1902 года предметы размещались в мечети Эль-Хакима, после чего на первом этаже Национальной библиотеки был создан постоянный музей.

Музей исламского искусстваМузей размещается во внушительном желто-коричневом здании, построенном в неоисламском стиле. Хотя здание очень заметно, оно не входит в обычные туристические маршруты. Музей находится всего в 20 минутах ходьбы от восточной части площади Тахрир. Однако совсем мало путешественников совершают этот путь, что обидно, поскольку усилия того стоят.

Запрет на фигуративные
изображения привел к исключительному мастерству художников в создании растительных, геометрических и эпиграфических орнаментов. В залах музея представлены предметы египетского происхождения из дерева, стекла, металла, камня, текстиля, керамики, кости, бумаги, на которые нанесены фантастические узоры.

Многие экспонаты музея относятся к культурам других стран. Так, коллекция включает армянскую и анатолийскую плитку, персидские манускрипты и ковры, мавританскую майолику. Аннотации к памятникам слишком общие и неполные. Чтобы понять, что представляют собой многие экспонаты музея, посетите его после прогулки по Исламскому Каиру: во время этой прогулки вы сможете наблюдать реальное использование многих распространенных в исламской культуре предметов.

Через маленький сад на улице Порт-Саид посетитель попадает прямо в центральный вестибюль. Экспозиция организована по типологическому принципу. Прямо напротив входа на ярком свету помещено огромное изысканное панно машрабия. Оно собрано из нескольких тысяч небольших, по-разному развернутых кусочков дерева. Панно, подобные этому, широко применялись в Средние века вместо стекла. Они не пропускали в помещение прямые лучи солнца и одновременно позволяли проникать воздуху. Женщинам в исламском обществе запрещалось быть на виду, и машрабия позволяли им наблюдать за улицей, оставаясь незамеченными. До XIX века окна всех домов каирских зажиточных горожан были украшены такими панно.

Пройдя под деревянным кессонированным потолком с резьбой, напоминающей сталактиты (был выполнен в османскую эпоху), вы увидите два прекрасных мраморных фонтана. Подобные фонтаны вы можете увидеть и в нескольких сохранившихся домах исламского Каира, таких как Бейт-эль-Сухейми и музей Гейера Андерсона. Читайте также, что такое фонтан Треви в Риме.

Повернув налево, вы попадете в серию залов с экспонатами времени мамлюков. Здесь представлена коллекция витражных стекол и еще один фонтан, который иногда включает хранитель музея. К дальней стене прикреплена серия фризов. Они не обычны, поскольку на них представлены фигуры людей. В дереве вырезаны сцены с музыкантами, охотниками и людьми, пьющими вино. Предположительно, это работа времени Фатимидов, северо-африканской династии, которая правила в Египте с середины X по XII век. Позднее Фатимиды были свергнуты, а здания, построенные ими, разрушены. Эти фризы были частью декорации медресе и мавзолея султана Калауна, но их лицевая сторона была скрыта, дабы не оскорблять чувства верующих. Фатимиды принадлежали к шиитскому исламскому меньшинству, большинство представителей которого жили в Иране. Из Ирана происходила традиция фигуративных изображений, что подтверждают миниатюры и некоторые другие экспонаты, представленные в зале книги в дальнем конце музея.

Двигаясь против часовой стрелки, вы попадете в залы, где выставлены работы по дереву и металлу; несколько дальше расположены залы с изразцами армянского, иранского и турецкого происхождения. Египтяне редко украшали свои дома керамикой, предпочитая инкрустации из камня и мрамора. Читайте о ватиканских музеях.

Комментарии